Николай сысоев

Содержание:

Нужна ли людям мотивация

С одной стороны получается, что достаточно развить в себе дисциплину. И тогда в мотивации не будет никакой необходимости. Но всё не так просто.

Также можно почитать: Как развить силу воли и самодисциплину

Во-первых, развивать дисциплину долго. На это может потребоваться несколько месяцев. А действовать нужно сейчас. Поэтому пригодится даже мотивация извне.

Во-вторых, мотивация облегчает рабочий процесс. С ней намного приятнее делать что-либо, чем без неё.

В-третьих, мотивация – это возможность выйти за пределы. Всё дело в том, что она основана на эмоциях.

Получается, что в жизни важны и мотивация и дисциплина. Не нужно отдавать предпочтение чему-то одному. Лучше развивать и то, и другое. Тем более, что мотивация и дисциплина тесно связаны.

Что такое мотивация?

Мотивация — это внутреннее состояние, за счет которого осуществляется активизация, направление и поддержание поведения личности, направленное на достижение четко обозначенных целей. Исходя из этого, мотивацию можно рассматривать как основной регулятор поведения и способность человека совершать действия, направленные на удовлетворение потребностей.

Мотивация тесно связана с человеческим развитием. Основанием для ее возникновения является то, что при достижении цели человек будет испытывать удовлетворение. Это побуждает людей совершать действия, направленные на достижение обозначенной цели с акцентированием внимания на анализ эффективности предпринимаемых действий и их соответствие ожидаемым результатам.

Каждый человек имеет свой уникальный набор мотивов, которые могут противоречить мотивам других людей. При этом каждый человек имеет свои энергетические резервы, которые активизируются для достижения поставленной цели

Важно отметить, что мотивация не может все время быть на высоком уровне, для нее свойственна динамичность

Как замотивировать себя правильно?

Основные техники, которые помогут правильно замотивировать себя. Чтобы мотивация была непоколебимой, следует придерживаться трех пунктов:

  1. Постановка цели. Как показывает практика, не все умеют ставить правильную цель. Правильной она является только в том случае, если понятна, привлекательна и притягательна для вас.
  2. Обоснование. Одного лишь хочу, мало. Следует подумать, для чего вы ставите цель, что вам даст ее реализация, почему именно эта цель и т.д.
  3. Итог. Нужно четко понимать, что вас ждет, в случае недостижения цели, чего вы можете лишиться.

Мотивировать себя проще, когда под рукой есть алгоритм.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Сила мотивации состоит из факторов, ее составляющих:

внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения.Цель или желаемый предмет (результат действия) – должен быть настолько значимым, чтобы влиять на картину мира, захватить сознание и внимание.
Возможности удовлетворения потребности – иногда они гораздо меньше, чем обстоятельства, которые приходится преодолевать. Потому важна трезвая оценка слабых и сильных сторон.
Способность к планированию – план необязательно должен быть на бумаге, а только в голове

Чтобы выполнить действие, нужно обладать знаниями, инструкциями по его свершению. Нехватка знаний может быть причиной низкого уровня мотивированность.

Самоконтроль и выполнение плана – зависит от того, чем приходится пожертвовать ради достижения цели. Недостаточное вознаграждение способно разочаровать – потому мотивированность всегда состоит из внутренних и внешних факторов.

Вектор приложения усилий, направление – важно то, чтобы человека привлекали внешние стороны процесса или результата.Именно внутренний мотив – потребность в действии, развитии, переменах формирует причину движения

Теории на основе специфической картины человека

Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: “Теория X и Y” Макгрегора и “Теория Z” Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.

XY теория Макгрегора

Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.

Теория Х гласит, что:

  • люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
  • человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
  • он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
  • сбрасывает с себя амбиции как балласт;
  • полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.

Согласно теории Y:

  • труд – неотъемлемая часть жизни человека;
  • хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
  • творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
  • достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.

Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.

Теория Z Оучи

В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:

  • совпадение целей работника и предприятия;
  • правильная организация труда;
  • преданность коллективу и совместным целям;
  • солидарность;
  • доверие.

Положительные стороны этой теории:

  1. Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
  2. Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
  3. Организация обучения без отрыва от производства.
  4. Предоставление возможности роста.

Недостатки теории:

  1. Завышенные требования к соискателям.
  2. Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
  3. Медленное продвижение по службе.

Теория постановки целей Эдвина Локка

Ключевой вопрос теории — каковы цели мотивации, что побуждает ставить их? Автор довольно любопытных работ о действиях человека и о мотивах этих действий — американский психолог и философ Эдвин Локк. Часы упорных исследований привели ученого к весьма интересным мыслям. Психолог тщательно изучал формы и методы мотивации, которые до этого были написаны предшественниками. Собирал информацию о воздействиях внешних условий на цель.

Каковы этапы мотивации? Как человек ставит перед собой цель? Именно на эти вопросы психолог искал вразумительные ответы, в итоге создал теорию постановки целей. Главная идея заключается в том, что поведение человека зависит от тех задач, которые он себе поставил. Индивиду свойственно переживать, испытывать эмоциональные взлеты и падения. Любое изменение в настроениях непременно отражается на его целях.

Мотивация и мотивы совершенных действий зависят друг от друга. Выбранный человеком план задач всегда должен привести его к приятному результату. Используя концепцию Э. Локка, руководитель может поднять уровень активности в коллективе. Достаточно знать несколько главных принципов

Самое важное — поставить четкую и достигаемую цель. Не стоит придумывать что-то невообразимо сложное и пытаться как-то воплотить это в жизнь

При этом для достижения результата работникам придется сильно постараться. Как правило, в заданиях средней и высокой сложности люди стремятся показать всеи свои способности, раскрыть, возможно, скрытый потенциал. Дополнительный плюс в данной ситуации — это возможность сблизить людей в коллективе, общая цель позволяет забыть разногласия и начать действовать как сплоченная команда.

Работники должны быть в курсе всех успехов и продвижения по общему делу. Необоснованная скрытность и недовольство работой могут стать причиной грандиозного краха. При этом приветствуется, если сотрудники начинают активно делиться и внедрять свои идеи. В большинстве случаев именно такие мысли способствуют улучшению качества труда, поскольку появляются благоприятные условия. Кому как не рабочему знать, что ему нужно для успешной профессиональной деятельности? Может, нужно купить новое оборудование на завод или сделать ремонт в офисе? В данном случае большую роль играет повышение мотивации, которое происходит благодаря взаимопониманию коллег.

Если цели работников и начальства различаются, то следует прийти к общему соглашению. Главная задача руководителя — услышать возмущения людей и по возможности разрешить возникшие споры и разногласия. При этом за качественную работу начальник должен поощрить работника. Это могут быть как материальные средства, так и обычная похвала. Главное — понимать, в какой ситуации использовать положительные санкции по отношению к сотруднику.

Мотивация человека: процессуальное направление

Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:

  1. Теория ожиданий Врума. Уровень мотивации для конкретного человека зависит не только от наличия потребностей, но и от того, как сильно он готов стараться, чтобы эти потребности удовлетворить. Нужно быть твердо уверенным, что выбранный вами подход будет результативным и поможет достичь цели;
  2. Теория равенства Адамса. Суть этой теории мотивации для человека состоит в том, что он склонен сравнивать результат определенных действий с результатом других людей, которые попали в похожие жизненные обстоятельства. Поскольку эта теория человеческой мотивации является субъективной, то кроме справедливой оценки человек может недооценить или переоценить полученный другими результат;
  3. Модель Портера-Лоулера. Эта теория человеческой мотивации сочетает элементы работ Врума и Адамса;

Как мотивировать себя что-то делать?

Давайте разберем для начала другой вопрос, который, по сути, является почти противоположным понятию мотивации, но неразрывно связан с ней.

Лень — что это такое и откуда берётся?

Кто не знаком с ленью? Да все поголовно, кроме, разве что, совсем маленьких детей, которые будто запрограммированы таким образом, чтобы без устали развивать бурную деятельность самого разного спектра. Вот уж где ежечасная мотивация в жизни и достижение цели!

Вырастая же, человек знакомится с ленью во всей её красе. Варьируется только личностное к ней отношение, обусловленное качествами характера, нормами воспитания и усвоенными убеждениями.

Поэтому кто-то сквозь зубы ежедневно преодолевает самого себя, кто-то машет белым флагом, сдаваясь и испытывая горечь поражения.

Есть ещё особая каста людей, которая владеет знаниями. Эти знания о мироустройстве, об энергии, о тонком плане. О техниках исполнения желаний, о целительстве, о самом себе. О работе с энергиями и использовании их во благо. У них, как у детей не прекращается мотивация в жизни, и достижение цели для них простой осознанный процесс.

Что такое лень? Как лень мешает мотивации в достижении цели?

Касту можно разделить на две половины и, кажется, должна бы быть противопоставлена друг другу, однако, если присмотреться поближе, представляет собой схожее восприятие вопроса про лень.

Одни, наслаждаются ленью, и жизнь их будто сама организовывается таким образом, что обеспечивает им минимум ненужных им дребезжащих суетливых действий, при этом сохраняя должный уровень комфорта.

А для других, напротив, лень будто бы не существует. Эти супер люди порой доводят некоторых, кто еще не в ладу с собой и не владеет знаниями, до желания поискать у них «секретную кнопочку». Которая обеспечивает им ежечасную энергию, радость жизни и неуёмное желание воодушевлённо делать и заниматься вообще всем, что им в текущем дне выпадает.

При этом они жарко строят планы в намерении как можно скорее взяться и попробовать заняться и тем и этим, и вот тем ещё. Что и удивляться тому, что  у тех, кто ведёт неравный бой с ленью ежедневно, при общении с такими вот людьми «энерджайзерами» появляется тайная неблагородная мысль не только найти заветную «секретную кнопочку», но и долбануть по ней чем-то потяжелей, чтоб микросхемы поплавились.

А что это, действительно, все люди как люди, волокут свою ношу, а тут, гляди ты, сколько лёгкости, мотивация в жизни и достижение цели всегда легко происходит. Обидно же))). Хотя, правильней будет разобраться в этом вопросе, обучиться и строить свою гармоничную жизнь так, как считаете нужным и никого не выключать и не долбать. Вот чтобы не было обидно, разберёмся для начала, что такое лень в принципе.

Лень – это отсутствие этой самой пресловутой мотивации, о которой мы сегодня говорим. Иначе говоря, лень это категорическое непонимание для чего делать то или иное. Подсознательная убеждённость в безсмысленности того, что нужно сделать. Какая уж тут мотивация в жизни и достижение цели…

За этим может стоять многое и разбираться, вытягивая неприятное, наматывая его виток за витком. Расстраиваясь, не то чтобы ничего не даст, но разрушит и без того шаткий эмоциональный настрой.

Так нужно делать только под четким сопровождением специалиста. Когда я оказываю помощь, то мы обязательно достигаем положительных результатов.  Есть и другие пути, о них ниже.

Как мотивировать себя на достижение цели?

Нужно выявить и структурировать для себя все плюсы и выгоды того, что нужно сделать. Причём, сделать это так смачно и по-конфетному вкусно, чтобы, как и в еде, на предстоящее дело разыгрался аппетит.

Ведь часто себе привыкли не уделять должно внимания практически ни в чём, что и дела делают через силу и еду швыряют в себя, словно в мусорный бак, особо не уделяя внимания этому процессу.

Есть специальные практики, которые включены в курс обучения эзотерике

Благодаря им можно получить супер результаты! Сумасшедшее, искреннее желание творить, делать и самое важное. Появляются силы и энергия на воплощение желаемого

И мотивация в жизни и достижение цели.

Часть 2

  • Визуализация. Анти — коллаж. По детальности и яркости, он не должен уступать коллажу мечты. Действует он так: распечатанные и наклеенные на него картинки, должны вызывать у вас отвращение и побуждать к тому, чтобы не оказаться на самом дне. Это могут быть любые образы, то, чего вы боитесь. Например, ваша цель разбогатеть, значит доску должны наполнять картинки с изображением бомжей, а еще лучше, если там будет ваше лицо. Такая перспектива не позволит вам опустить руки, мотивация будет моделироваться автоматически.
  • Друзья. Не все люди, даже те, которых вы называете друзьями, могут разделить с вами идею той или иной цели. Если вы уверенны в друге, посоветуйтесь с ним, искренняя вера близкого друга в вас, поможет не сломаться на пути к цели.
  • Медитация. Этому методу нужно учиться. Но нет ничего не возможного. К слову, заглянуть в себя в поисках ответа, наиболее действенный способ.
  • Самовнушение. Слышали про эффект плацебо? Это из той же серии.
  • Истории. Непридуманные истории великих людей, добившихся своих целей.
  • Фильмы и др. Документальные фильмы, книги, аудиокниги, рассказывающие об успехе и правильной постановке целей помогут качественно замотивировать себя.

Теперь давайте рассмотрим три шага для достижения цели.

Алгоритм — часть 1

  • 1. Ясность и привлекательность. Для данного упражнения, понадобятся листок и ручка. Не все люди обладают ярким воображением. Представить во всех мельчайших подробностях свою цель, может быть и легко, но сохранить ее образ в памяти, проблематично. Для этого и нужно ее записать.
  • В процессе работы над описанием цели, следует придерживаться правил, например, писать в настоящем времени, как будто то, что вы желаете, уже происходит с вами; описывать все детали; четко представлять и прописывать то, что вы чувствуете идя к цели, все эмоции, особенно те, что будут на выходе, по окончании пути. Кстати, это упражнение наполнит вас вдохновением, воодушевит и придаст энергии для осуществления задуманного. Когда ваша мотивация согласована с целью, Вселенная сама будет открывать перед тобой дополнительные ресурсы.
  • 2. Доводы к цели. Все обоснования, продуманные и прописанные в упражнении выше, являются вашими мотиваторами. Это означает, чем больше доводов, тем яснее цель.
  • 3. Визуализация. Коллаж мечты. Этот метод, активно применяется во всех сферах, связанных с самосовершенствованием, реализацией. Что собой представляет коллаж мечты? Это ваша цель или мечта. Мало представлять все в голове или на бумаге, нужно видеть к чему ты идешь. Для этого и делают коллаж. Состоит он из вырезок газет или журналов. Подумайте, чего вы хотите? Найдите соответствующие иллюстрации, вырежьте, наклейте на доску и повесьте на видном месте. Глядя каждый день на доску, визуализируйте, представляйте уже вашим. Этот коллаж, будет мощным мотиватором.
  • 4. Негатив во благо. Письменное упражнение, которое придаст вам новых сил, для достижения цели. Все просто, на бумаге, вы отвечаете на вопросы: что будет с вами, если вы потерпите неудачи? Какие эмоции при этом будете испытывать? Подобных вопросов, должно быть не меньше двадцати. Используйте описанные негативные последствия, как толчок, к новым победам.

Виды трудовой мотивации

Можно лишь перечислить, какие виды мотиваций существуют. Как это будет применимо на практике – отдельный вопрос, подлежащий анализу. Несмотря на огромный накопленный опыт в управлении персоналом, не существует единого, подходящего всем компаниям способа мотивации сотрудников.

Материальные виды мотивации сотрудника:

  • Прямые методы: бонусы, премии, списания.
  • Непрямые методы: медицинское страхование, служебный автомобиль, питание.
  • Индивидуальные: личный график работы, предоставление дополнительных полномочий, повышений условий труда, обучение, оценка профессиональных достижений сотрудника.
  • Нематериальные виды мотивации сотрудника.
  • Коллективные: корпоративные семинары, корпоративные праздники, доступные и достижимые цели, вовлеченность в рабочий процесс, открытость, похвала группы работников.

Проблемы мотивации персонала

Несмотря на эффективность применения методов мотивации персонала в деятельности компании, проблемы, с которыми сталкиваются организациями в этой области, все же существуют.

В современных компаниях присутствуют 3 вида проблем мотивации, устранив которые можно существенно повысить показатели эффективности, и добиться большей сплоченности в коллективе:

Правовые проблемы. Незнание законодательной базы и своих прав сотрудниками организации приводит к психологическому давлению на них, и унижению со стороны руководителя. Это негативно сказывается на рабочей атмосфере всего коллектива, вследствие чего инициатива снижается, а моральное удовлетворение от рабочего процесса сводится к минимуму.

Экономические проблемы. Сегодня на отечественном рынке достаточно компаний, считающих, что выплата заработной платы является достаточным вознаграждением за проделанную работу. Отсутствие бонусов или поощрений приводит к тому, что производительность труда снижается, а персонал фирмы принимает позицию безынициативности. Это отражается негативным образом на работе всей организации.

Нравственные проблемы

Одним из видов этой проблемы является воровство, при этом неважно, что это – производственный расходный материал или канцелярские скрепки. В таких случаях используются исключительно негативные мотивационные методы – наказания в виде увольнения, штрафов, и вынесения проблемы на рассмотрение общественности.

Чтобы обеспечить благоприятные условия для эффективной деятельности компании и качественной работы персонала необходимо ответственно подойти к подбору методов мотивации, учитывая при этом индивидуальные запросы и особенности каждого сотрудника, а также провести мероприятия по недопущению образования проблем, влияющих на качество производительности труда.

Внешняя мотивация против внутренней: какая сильнее?

Одна сторона мотивации поддерживает другую. Похвала, благодарность или отзыв клиента вызывают чувство собственного профессионализма, компетентности, что растит внутренние побуждения. Тогда ради одобрения извне хочется наращивать мастерство, эффективность, развиваться, как личность. Появляется влюбленность в работу, вдохновение деятельностью.

Взаимосвязь между внутренним и внешним показана в видах мотивации, выражающей стремление к успеху, популярности, признанию значимости, преодолению и самопреодолению (совершенствованию), призванию. Данные типы представлены в виде лестницы саморазвития человека. Они показывают, как ориентация на внешний успех создает людей, которые довольны своим делом.

Виды мотивации персонала

Людей мотивируют только деньги? Это миф. Конечно, материальные ценности во многом определяют степень стараний при выполнении должностных обязанностей. Но зарплата для человека не должна быть единственной целью работы, иначе он становится бездушным участником торговых отношений на рынке труда. 

Поэтому выделяют два основных вида мотивации:

  • материальная;
  • нематериальная – социальная и психологическая.

Кажется, что можно ограничиться только повышением зарплаты в качестве стимулирующего инструмента. 

Однако это не так: все люди уникальны, и важно найти индивидуальный подход – раскопать внутренние ценности и стимулы, которые будут действовать на конкретного работника. Этим занимаются HR-специалисты

Уже во время собеседования при приеме на должность легко выяснить такие важные особенности личности человека. Для удобства применяются общепринятые методики. Например, тест Герчикова позволяет разделить людей на два типа по мотивационному признаку:

  • нацеленные на достижения – с желанием получить вознаграждение за труд повышенной интенсивности;
  • избегающие провалов – их стимулирует страх быть наказанными.

Интересно, что тест Герчикова основан на теории американского психолога Дэвида Макклелланда. Автор еще в середине прошлого века выделил в отдельную категорию потребности человека в успехе, власти и причастности. Также Макклелланд определил два варианта мотивации: нацеленность на успех и постоянное избегание неудач из-за страха наказаний. 

Примеры стимулирования

Здесь уже отмечается совершенно иной подход. Например:

  1. Кто не выполнит план по реализации в этом месяце, будет лишен премии.
  2. Вы не покинете рабочего место, пока не закроете годовой отчет.
  3. Кому не нравятся условия работы, можете класть на стол заявление об увольнении, незаменимых людей нет.

На примерах видно, что мотивация и стимулирование персонала походит на народный метод «кнута и пряника». Это значит, что мотивация пробуждает внутреннее желание работника работать, а стимулирование заставляет его трудиться, если такового желания нет.

Но делать акцент на стимулировании все же не стоит, потому что большинство людей именно по этой причине ненавидят свою работу и вынуждены оставаться из-за безвыходности. В отдельных случаях ее можно применять, если подчиненный совсем плохо справляется со своими прямыми обязанностями.

Часто работодатели прибегают к стимуляции потому, что это не требует затрат, да и проще. Но работники от данного метода прибывают в состоянии стресса. Следствие этого – плохая трудоспособность и частые увольнения, что приводит к текучке кадров, а это большой минус для предприятия.

Поэтому необходимо сочетать эти методы, но упор делать на мотивацию. Тогда у руководителя получится создать эффективно работающий слаженный коллектив, сотрудники которого будут бороться в условиях здоровой конкуренции.

Почему важна внутренняя мотивация

Большинство из нас сталкивались со всевозможными внешними мотивами. На рабочем месте наши компании платят нам, когда мы усерднее работаем и добиваемся лучших результатов.

В продажах люди получают вознаграждение за достижение своих целей. Часто компании награждают своих сотрудников бонусами, комиссионными и даже заграничными поездками, когда команда или отдельное лицо достигают определенного результата.

Это яркий пример внешней мотивации, но мы редко говорим о внутренней мотивации.

Если вы посмотрите на большинство успешных людей, многие из них внутренне мотивированы на достижение того, чего они хотят в жизни, а не за счет внешних факторов.

Представьте себе таких миллиардеров, как Марк Цукерберг, Уоррен Баффет и Илон Маск: если они внешне мотивированы деньгами, они никогда не решат продолжать работать сегодня. Однако у этих неординарных людей нет внешней мотивации. Их не мотивируют деньги. Они делают это не ради награды.

Они находят в том, что делают, глубокий смысл. Хотят влиять на жизнь людей и продолжают стремиться к совершенству из-за того значения, которое придают своей работе.

Если у вас есть внешняя мотивация, например деньги, когда вы зарабатываете их достаточно, вы никогда не будете стремиться к большему. Поэтому важна внутренняя мотивация.

Это не означает, что внешняя мотивация не важна, но у обоих типов мотивации есть свои плюсы и минусы. И вам нужно понять, как направить энергию, которую вы получаете от них, чтобы достичь того, чего вы хотите в жизни.

Другими словами, научитесь понимать себя и управлять своей мотивацией, чтобы вы могли добиться больших успехов в жизни.

Виды мотивации и их особенности

Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности. Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний. Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).

Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.

Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами. Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности. Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.

Понятие и характеристика

Мотив в психологии — это некая цель, ценность для человека, которой он стремится достичь. Мотив становится смыслом его деятельности. Он может быть положительным, вызывать позитивные эмоции, или негативным, вызванным неудовлетворением. Мотив часто не очевиден. Для его осознания требуется глубинный самоанализ.

Впервые понятие «мотивация», как основной побудитель к деятельности, употребил в научной работе А. Шопенгауэр. Отдельные психологи предлагали другие трактовки. К. Платонов под мотивацией понимал совокупность мотивов, а В. Вилюнас — систему процессов, побуждающих к деятельности. Советские психологи А. Леонтьев, С. Рубинштейн определяли мотив как потребность, обличенную в форму.

Мотив часто путают с целью и потребностью, но эти термины не взаимозаменяемы. Потребность — это осознаваемый дискомфорт и желание его устранить. Цель — выбор предмета, удовлетворяющего желание. Мотив — достижение цели.

Мотивация к жизни

Разумеется, каждый взрослый понимает, что это такое и как это работает с ним лично. Взрослый также видит разни­цу между внутренней и внешней мотивацией. Внутренняя — это самомотивация, когда мы сами поощряем себя за достиже­ние целей, выполнение сложных задач. Например, ходил на пробежку целую неделю — наградил себя посещением СПА. Внешняя — это когда нас поощряют извне, например премии на работе за перевыполненный план.


 

Школьная система не просто перестает мотивиро­вать ребенка на получение знаний, а скорее демотивирует его. Масло в огонь подливаете и вы, родители. Как мы обычно мотивируем ребенка? «Сделаешь домашнюю работу — пой­дешь играть на компьютере или планшете», «Пойдешь гулять, как только домашку сделаешь». Такой формат отнюдь не стимулирует любовь к учебе, а вызывает желание побыстрее (а значит, с наименьшим качеством) сделать домашнюю рабо­ту и пойти наконец-то получать удовольствие. Ниже мы расскажем, как решить эту проблему.

Во-вторых, внешняя мотивация ребенка работает только на коротких дистанциях. Попробуйте, например, пообе­щать ребенку в начале учебного года какое-то большое вознаграждение за успешную учебу (это может быть новый мо­бильный телефон, планшет, компьютер, велосипед — то, что для ребенка будет очень большим вознаграждением). Ребенок с радостью начнет старательно учиться первую неделю, в луч­шем случае первые 2-3 недели. Далее вы увидите, что пыл его спал.

Другое дело, если вы пообещаете намного меньшее, но все же значимое вознаграждение за неделю хорошей учебы (поход в кино, небольшую игрушку). В этом случае у большинства детей получается отлично справляться с задачей.

Естественно, он(а) может лишь смутно связать эти два события. Ребенок вас, конечно, услышит, правда, вряд ли это будет достаточным основанием, для того чтобы он как-то пересмотрел отношение к учебе. Гораздо лучше работает практика, когда вы показываете примеры успешных людей и объясняете причину их успеха: «Вот смотри, какая у дяди Вани красивая машина, он смог купить ее, потому что хорошо учился», «Смотри, как дядя Миша хорошо разбирается в компьютерах» и т.д.

В-третьих, в теме мотивации детей есть очень важное понятие — зона ближайшего развития. Это понятие означает разницу между уровнем развития ребенка сегодня и его потенциалом завтра

Говоря простым языком, это разница между тем, что ребенок может сделать сегодня самостоятельно, без чьих-либо подсказок, и тем, что ребенок еще не может сделать в одиночку и для чего ему нужна помощь извне (родителя или учителя).

В действительности это одно из важнейших понятий для правильного воспитания и развития ребенка

Очень важно НЕ ПОМОГАТЬ ему в тех вещах, которые ребенок может сделать сам. Именно в умении правильно отслеживать те моменты, в которых уже НЕ НУЖНО помогать ребенку, кроется успех правильного развития и воспитания

Причем тут мотивация?

Если вы с детства будете выполнять за ребенка все задания, то в итоге получите беспомощного молодого человека или де­вушку. Это будет неуверенный в себе человек, который не смо­жет и шагу ступить без помощи родителя. Фактически такая помощь — это костыли, привыкнуть к которым очень легко. Правда, потом жить без них очень проблематично. Вы даже не представляете, сколько судеб погублено из-за нарушения ро­дителями этого простого принципа.

Верьте в своего ребенка и прислушивайтесь к нему, и тогда вы увидите самостоятельную личность, знающую, что ребенок хочет и что он должен делать.

Мотивирующие книги и фильмы

Чтобы получить заряд мотивации, когда ничего не хочется, сядьте посмотреть вдохновляющий фильм или прочитать книгу про тех, у кого получилось.

Топ-5 мотивирующих фильмов:

  1. «Всегда говори ДА» — показывает зрителю, иногда надо просто согласиться и не закрываться от возможностей. Отличный каст актеров, искрометный юмор помогут весело провести время и воодушевиться.
  2. «Пока не сыграл в ящик» — все мы смертны и именно поэтому жизнь такая ценная. Фильм вдохновляет не дожидаться чуда, а жить так, как хочешь уже сейчас.
  3. «Миллионер из трущоб» — как понятно из названия, фильм про парня, поднявшего из нищеты. Мотивирует, трогает, вдохновляет.
  4. «Все или ничего» — спорт та самая область, где без мотивации не справиться и не стать чемпионом. Про это и повествует комедия, раскрывающая человеческую силу волю и стремление к победе.
  5. «Достучаться до небес» — культовая кинокартина, возглавляющая многие рейтинги. Милый, добрый, веселый и одновременно грустный фильм, вдохновляющий не дожидаться переломного момента, а просто действовать.

Кто не любит смотреть фильмы и предпочитает классический вид
потребления информации, подборка Топ-5 мотивирующих книг:

  1. «Жизнь без границ» от автора Ника Вуйчича,
    потерявшего конечности, но не силу духа. Ник делится советами: как не
    отчаиваться, идти вперед, если обстоятельства против вас.
  2. Барбара Шер, авторка книги «Мечтать не вредно»,
    учит читателей не стесняться своих порывов и желаний. Чтобы исполнять свои
    мечты, надо мечтать правильно и Барбара научит как.
  3. Зачастую начать действовать нам мешает страх и
    неуверенность в себе, чтобы их побороть следует прочесть книгу «Как победить
    страх» от Ольги Соломатиной. Зарубежная литература не всегда западает в сердце,
    потому что там другой менталитет и реалии, Ольга же отечественная журналистка,
    описывающие именно нашу жизнь и проблемы.
  4. Мэг Джей в своей книге «Важные годы» расскажет,
    почему не стоит откладывать свои мечты в дальний ящик и как не потерять важные
    годы впустую.
  5. «Полный вперед» — произведение Говарда Шульца,
    повествующее читателям об известном успешном кофейном бизнесе Starbucks. Автор
    делится эффективными способами ведения бизнеса и жизни.

Когда вас одолевает прокрастинация, просто возьмитесь за эти подборки и заряд гарантирован.

Дофаминовый пряник

Первичные стимулы, на которые наша система вознаграждения реагирует безусловно и сразу, биологически обусловлены: они завязаны на инстинкты выживания и размножения. Это радость от движения, при которой вырабатывается дофамин; еда — особенно сладкая и жирная, так как именно обилие калорий и жира на протяжении эволюции позволяло выжить; секс и различные сексуальные стимулы, такие как общение с симпатичными людьми, поцелуи, ласки; и так называемые родительские инвестиции — хотя эта система работает не у всех одинаково, но умиление и любовь к детям, котятам и щенятам совершенно физиологичны.

Иногда дофаминовая система нас подводит: таким же первичным стимулом могут стать наркотические вещества и любые стимуляторы, которые физиологическим образом стимулируют дофаминергическую систему, заставляя её вырабатывать этот нейромедиатор либо блокировать его разрушение до тех пор, пока система не истощится.

Сложные конструкции вроде «чувства гордости за проделанную работу», как мы видим, сюда не входят. Обучение, игра, зарабатывание денег, конвенционально «привлекательный» внешний вид, завоевание наград в спорте и тому подобные — это класс вторичных, или внешних, наград. В ответ на первичные стимулы дофамин вырабатывается безусловно. А вот вторичные или внешние стимулы работают через научение, привязывая не связанные с первичным вознаграждением вещи к дофаминергической системе.

Похвала ассоциируется с заботой и повышением чувства собственной значимости. Всё, что субъективно повышает статус индивида, косвенно связывается с сексуальными стимулами, если речь идёт о положительном подкреплении (повышение иерархии воспринимается как большая привлекательность). Деньги также воспринимаются как позитивная оценка, а богатство опять же укрепляет иерархический статус и субъективно делает нас более привлекательными.

Всё это является позитивным подкреплением — тем, что заставляет мозг щедро выплёскивать дофамин, который направляется в разные отделы, заставляя запоминать обстоятельства, при которых произошли приятные события, и впоследствии стремиться к их воспроизведению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector